Главная Новости

Установлен порядок идентификации клиентов по закону о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем

Опубликовано: 19.10.2018

Установлен порядок идентификации клиентов по закону о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем

22 июля вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N59 "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее – Приказ). Приказ был принят во исполнение Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон).

 Закон устанавливает для ряда организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организации), обязанность по проверке своих клиентов и выгодоприобретателей (далее вместе – клиенты) на предмет совершения подозрительных сделок. К таким организациям относятся, в частности,  кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, риэлторские компании.


Раскрываем сведения о бенефициарах по правилам

Одним из элементов проверки является идентификация клиента, то есть получение от него определенных сведений и их проверка при помощи различных государственных баз данных.

Обязанность идентифицировать клиента возникает у организации во всех случаях обращения клиента – независимо от того, разовое это обращение или отношения с клиентом носят длительный характер. Исключения составляют только сделки с клиентами-физлицами на сумму менее 15 тыс. руб.

Приказ представляет собой подробную инструкцию для организаций, за исключением кредитных. Для последних действует Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 19.08.2004 N262-П).

Многие положения Приказа содержатся в Законе и в принятых на его основании нормативных актах. При этом в Приказе содержатся также и новые нормы, которые помогут организациям разрабатывать правила внутреннего контроля: требования к документам, подтверждающим сведения о клиенте, и правила фиксации таких сведений в рамках документооборота организации. 

  Порядок идентификации клиента

В соответствии с Приказом идентификация клиента проходит в несколько этапов. Сначала организация должна собрать необходимые сведения о клиенте.

Приказом установлен перечень сведений, которые организация обязана получить от клиента (в частности, фамилия, имя, отчество – для физлиц, наименование и юридический адрес – для юрлиц). При этом организация имеет право требовать от клиента предъявления документов, необходимых для идентификации.

Также Приказом установлены требования к правилам заверения таких документов, когда такое заверение требуется. Документы должны быть предъявлены в подлиннике. Если же клиент предоставляет копии, то организация вправе затребовать подлинник для ознакомления.

Если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или частично на иностранном языке, то к ним должен быть приложен перевод на русский язык, заверенный надлежащим образом.

Документы, исходящие от госорганов иностранных государств, должны пройти легализацию в установленном порядке. Исключение составляют случаи, предусмотренные международными договорами РФ.

Отметим, что перевод и легализация иностранных документов, удостоверяющих личность, не требуются, если у иностранного гражданина есть документ, подтверждающий право законного пребывания на территории России (например, въездная виза или миграционная карта).

Если к идентификации клиента (или его представителя) имеет отношение только часть документа, то достаточно представить заверенную выписку из него.

Получив необходимые сведения, организация проводит проверку данных о клиенте. В рамках проверки необходимо определить:

- состоит ли клиент в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;

- является ли клиент (его представитель) публичным должностным лицом иностранного государства или родственником такого лица;

- находится ли место жительства (место регистрации – для юрлиц) клиента на территории государства, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

- использует ли клиент счета в банке, зарегистрированном на территории государства, которое не выполняет рекомендации ФАТФ.

Результаты идентификации рекомендуется заносить в анкету клиента – отчетный документ организации. Анкету обязательно составлять лишь в отношении клиентов, вызывающих подозрения в причастности к легализации денежных средств, для прочих клиентов это не обязательно. Вести такие анкеты можно как в бумажном, так и в электронном виде. Если анкеты ведутся в электронном виде, то при переносе с электронного носителя на бумажный сведения должны заверяться подписью сотрудника организации, ответственного за работу с клиентом.

При установлении отношений длящегося характера организация обязана обновлять сведения о клиенте не реже одного раза в год. Обновлять сведения о клиенте необходимо также в случае, если он повторно обратился в организацию, а ранее совершил разовую операцию. Кроме того, организация вправе обновить сведения и по собственной инициативе, если у нее возникнут сомнения в достоверности информации, полученной ранее.

  Документ :

Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N59 "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"

Комментариев пока нет!

Интересное:

rss