Главная Новости

Правомерность Требований о Предоставлении Информации в Федеральную Антимонопольную Службу

Опубликовано: 19.10.2018

01 Февраля 2009 Правомерность Требований о Предоставлении Информации в Федеральную Антимонопольную Службу

Федеральная антимонопольная служба имеет право запрашивать информацию, которая связана с осуществлением государственного контроля в сфере развития конкуренции. Вопрос об объеме запрашиваемой информации, рамках предоставления такой информации, а так же предоставлении информации, которая составляет коммерческую тайну и не желательна к распространению, у многих юридических лиц вызывает интерес. Что делать, если ФАС представил предписание о предоставлении информации, обязательно ли необходимо его исполнять и какая ответственность предусмотрена в случае невыполнения предписания? На эти вопросы ответим в настоящей статье.

Закон

В соответствии со ст. 25 ФЗ «О Защите конкуренции» коммерческие организации, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

В Постановлении ФАС СЗО от 09.02.2006 № А56-26868/2005 суд разъяснил, что по смыслу п. 1 ст. 11, п. 5 ст. 12 и ст. 14 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», право антимонопольного органа на получение информации, необходимой для осуществления его деятельности, корреспондирует обязанности хозяйствующего субъекта эту информацию представить, и обеспечено возможностью привлечения обязанного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ, за непредставление необходимых сведений. Данное решение было принято согласно Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», но аналогичные нормы содержатся и в ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

В закон о защите конкуренции не содержится никаких ограничений по объему запрашиваемой информации. Согласно сложившейся судебной практике, ФАС имеет право запрашивать любой объем и состав информации, которая связана с осуществлением государственного контроля в сфере развития конкуренции. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 16.11.2006 № Ф09-10079/06-С1 по делу о непредставлении организацией в антимонопольный орган имеющейся у нее информации, необходимой для анализа оптового рынка нефтепродуктов в субъекте РФ, в котором суд подтвердил наличие в действиях организации состава вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ, ввиду того, что закон не содержит ограничений по срокам, составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций.

Необходимо так же заметить, что в судебной практике существуют примеры признания незаконным привлечение к административной ответственности в виду того, что антимонопольный орган затребовал документы, которые, по мнению суда, не были связаны с осуществлением государственного контроля в сфере развития конкуренции. Вследствие этого, существует возможность обращения в ФАС с просьбой мотивировать необходимость предоставления определенных сведений. Такие действия не будут рассматриваться как непредставление информации. (Постановление ФАС ЦО от 29.03.2006 по делу № А08-12193/05-9). В случае, если ФАС не обоснует необходимость предоставления запрашиваемых документов и сведений, то такие документы и сведения можно не предоставлять.

При принципиальном несогласии с объемом запрашиваемой информации, существует возможность обжалования предписания о предоставлении информации в суде, что позволит приостановить течение срока отведенного на его выполнение, срок предоставления документов и сведений отодвигается соразмерно сроку судебного производства.

Ответственность

В случае невыполнения требований ФАС предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п.5 ст. 19.8 КоАП, непредставление в ФАС сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, в том числе представление в ФАС заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ необходимо наличие вины в форме умысла или неосторожности (Постановлении ФАС ЦО от 29.03.2006 по делу № А08-12193/05-9). Таким образом, если складывается ситуация, при которой невозможно предоставить информацию по каким-либо объективным причинам или запрос ФАС не имеет отношения к вашим видам деятельности, то следует подготовить и передать в тот же срок документ, уведомляющий об этом, с описанием ситуации за подписью руководителя организации.

ФАС имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (ст.23 ФЗ «О Защите конкуренции»). В Административном регламенте ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ указано, что основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение ФАС, его территориальным органом, в том числе в результате проводимых ими проверок, признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Выводы

Для того, что бы уменьшить объем предоставляемых в ФАС документов можно направить письмо в ФАС с просьбой мотивировать необходимость предоставления конкретных сведений. В случае, если ФАС не сможет надлежащим образом мотивировать запрос документов по каждому отдельному пункту требования, документы затребованные в таких пунктах можно не предоставлять.

Если невозможно предоставить документацию, запрошенную в письме ФАС, по каким-либо объективным причинам, то следует подготовить и передать, в срок указанный в письме/предписании ФАС, документ, уведомляющий об этом с описанием ситуации, за подписью руководителя организации. Течение срока предоставления информации в таком случае будет приостановлено до момента ответа ФАС. В случае обжалования предписания ФАС в судебном порядке, течение срока предоставления документов и сведений приостанавливается на срок судебного производства.

В случае нарушения антимонопольного законодательства ФАС имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (ст.23 ФЗ «О Защите конкуренции»). Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментариев пока нет!

Интересное:

rss